Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Саратов
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск
Аналитика

Кто мешает дотянуться до неба?

Кто мешает дотянуться до неба?
Фото airwar.ru, take-off.ru, om1.ru
Обучение пилотов вертолетов в России уже не первый год сталкивается с проблемами, о которых многие чиновники и эксперты почему-то стесняются говорить, хотя решить их можно вполне в реальные сроки.

Планы и реальность

Омский летно-технический колледж гражданской авиации. Это учебное заведение сегодня единственное в стране, занимающееся подготовкой пилотов вертолетов гражданской авиации. Казалось бы, его нужно холить и лелеять, ведь сколько красивых слов в последние годы звучит о возрождении российской авиации. Но как рассказали РИА SM-news курсанты и активисты, им приходится постоянно вести переписку с профильными ведомствами и даже с Администрацией Президента, чтобы в колледже появилась рабочая техника и не ушли последние педагоги-инструкторы. В этом году хотели лично обратиться к Владимиру Путину во время его визита на форум приграничного сотрудничества 7 ноября, правда, регламент визита не включал общение со СМИ и общественниками. Что же такого происходит в Омском ЛТК ГА?

Это учебное заведение известно многим авиаторам: настоящая кузница кадров, легендарная, с богатейшей историей, пережившая самые страшные 90-е годы, и продолжающая обеспечивать отрасль пилотами вертолетов. Однако, многолетняя турбулентность в авиации не обошла стороной колледж. Давно выросли заработные платы в авиакомпаниях, профессия пилота стала престижной, но теперь возникли проблемы с подготовкой кадров.

Углубимся в детали. По специальности 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов» на пилота вертолета в Омске должны учить 2 года 10 месяцев. За это время каждый курсант согласно программе обучения должен после 2 курсов налетать на машине первоначального обучения (что это за вертолеты – чуть позже) 50 часов. После третьего курса на большом Ми-8 нужно добавить к налету еще 40 часов: этот вертолет является выпускным типом и именно он будет вписан в свидетельство коммерческого пилота как тип воздушного судна, к управлению которого допущен курсант. Но пока гладко получается только на бумаге…

Вертолеты из Франции, которые не летают

В России много лет говорят об импортозамещении, но почему-то закупили иностранные вертолеты для первоначального обучения. Наверное, давно пора бы выяснить, кто в свое время «пропихнул» закупку в Омский летно-технический колледж 2 вертолетов французского производства Eurocopter AS-350 B2, которые в нашей стране и обслуживать нельзя (в России ни одна организация не сертифицирована на проведение планового ремонта этого типа ВС). «Французы» встали на прикол и больше не летают. Собранный на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) американский вертолет Bell-407GXP тоже не является адекватным вариантом для использования в обучении русских пилотов: машина нуждается в сертифицированном обслуживании, и здесь ситуация аналогична истории с AS-350 B2. Правда, пока 2 «американца» еще летают, 1 стоит на ремонте, но в начале 2020 года «Беллы» должны разделить участь «еврокоптеров»…

Тот самый AS350 из Франции, когда он еще летал в ОЛТК ГА…

Может ситуация с большими отечественными вертолетами лучше, ведь к ним-то и запчасти можно купить, и ремонт пройти своевременно? Увы, из 8 Ми-8 летают только 3.

А пока вертолеты стоят в ожидании ремонта, курсанты в Омске стоят в очереди на то, чтобы налетать положенные им часы. Очередь эта стала уже печальным анекдотом среди российских вертолетчиков: осенью 2019 года перед курсантами выпуска 2018 года полетов ждут 90 курсантов. Перед курсантами выпуска 2019 года задержка в очереди еще 116 курсантов. Общая же суммарная задержка достигает 206 курсантов. И, как оказалось, здесь дело не только в нехватке исправных вертолетов.

Как удержать инструктора

Курсанты, согласно действующим в России правилам, самостоятельно летать не могут – с ними все время в кабине винтокрылой машины должен находиться инструктор. В Омском ЛТК ГА в штатном расписании – 14 пилотов-инструкторов, но по факту их сейчас 5 плюс заместитель директора по летно-инструкторской работе. Приходится договариваться с крупными авиапредприятиями, которые являются потенциальными заказчиками кадров: в нашем случае это «ЮТэйр-Вертолетные услуги» и «Скол», помогающие со своими инструкторами. Почему нельзя укомплектовать штат пилотов-инструкторов полностью?

Для начала приведем регламентирующий их работу Минтранса РФ от 21 ноября 2005 года. Там написано, что больше 80 часов в месяц инструктор летать не может, это ограничение по технике рабочему времени и отдыху. Берем пять имеющихся в Омске инструкторов, умножаем на те самые 80 часов и получаем 400. Это предел для ежемесячных полетов на всех вертолетах. Соответственно за весь год, с учетом отпусков и графиков, мы получим чуть более 4000 часов. Но у нас 100 курсантов на потоке и нужно 9000 часов в год, чтобы все всё успели. «Давайте наберем инструкторов из пилотов авиакомпаний?» — предложит здесь читатель. Логично, но зарплаты в колледже в 3-4 раза ниже, чем у летающих пилотов вертолетов гражданской авиации. Кто пойдет на 60-70 тысяч в месяц возиться с молодежью, когда ему платят от 160 до 300 тысяч за обычные рабочие полеты?

Да и на уровне теории специалистов также не хватает. Преподавателей дисциплин по аэродинамике вертолетов Ми-8Т, Bell-407GXP, AS-350B2, Ми-171 и по руководству по летной эксплуатации вертолетов Ми-171, Bell-407GXP, AS-350B2 недостаточно.

В итоге складывается кризисная многослойная ситуация, когда в авиакомпаниях не хватает пилотов, а будущие пилоты, которых уже вроде бы обучили, не могут устроиться на работу без налета необходимой летной практики. При этом желающих стать вертолетчиком, услышав цифры зарплат в отрасли, достаточно. Что же делать?

Переписка с Москвой

Решать проблемы Омскому ЛТК ГА приходится в переписке с чиновниками и через редкие публикации в СМИ (журналисты чаще всего не хотят «грузиться» тонкостями таких историй, им проще написать про яму на дороге или дружно поднять волну, когда что-то сломается). Ситуация с растущей очередью желающих налетать свои положенные часы в Омске, тем временем, пока не меняется. Курсанты, люди молодые и активные, теряют в веру в государственный механизм, ведь они вместо положенных 2 лет и 10 месяцев учебы вынуждены учиться по факту 4 года и более.

А педагоги, руководство учебного заведения и общественники продолжают писать письма и получать ответы. Так на обращение от 1 ноября 2018 года в Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РФ (после его передачи в федеральное Министерство транспорта) 28 ноября прошлого года получен ответ, что был выполнен ремонт вертолетов, и в училище «ежедневно выполняют учебные полеты» 4 вертолета Ми-8 и 3 Bell-407GXP, что позволяет сократить задолженность по полету». Тогда же было сообщено, что «выпуск курсантов набора 2014 года планируется закончить до конца января 2019 года, а выпуск курсантов набора 2015 года – до июля 2019-го».

Bell-407GXP от Уральского завода гражданской авиации

Год спустя, 25 сентября 2019 года в Москве зарегистрировали новое обращение, на которое 11 октября пришел довольно развернутый ответ. Из него следует, что ежегодная потребность российских авиакомпаний во вторых пилотах вертолетов сегодня в среднем составляет около 90 человек, и ежегодно на бюджетной основе в Омском летно-техническом колледже на эту специальность набирают до 100 человек. При этом в Администрации Президента, запросив Федеральное агентство воздушного транспорта, получили следующую картину по состоянию летного парка училища: из 8 выпускных Ми-8 исправны только 3 машины, из 5 легких вертолетов первоначального обучения только 2 (американские Bell-407GXP). Было также подтверждено, что при средней заработной плате инструктора в колледже около 77000 рублей пилоты-инструкторы вертолетов в авиакомпаниях получают от 220000-314000 рублей. Констатировался факт, что объем бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным Министерством образования, «является недостаточным и не содержит расходов, учитывающих особенности подготовки пилотов».

В ожидании конкретных решений

Согласно свежему ответу из Администрации Президента РФ, для того, чтобы ликвидировать проблемы, накопившиеся в Омске по линии подготовки вертолетчиков, необходимо приобрести для колледжа 16 вертолетов (5 Ми-8АМТ, 5 Ансатов и 6 Bell-407), а также 2 компьютерных специализированных тренажера вертолета Ми-8АМТ и 2 – вертолета «Ансат».

Российский серийный вертолет «Ансат», выпускается в Казани

Обратим внимание на появившийся в списке российский легкий вертолет «Ансат», это уже грандиозный шаг вперед, правда от американских «Беллов» пока не отказываются. Это, как говорится, снова планы, а что там с прикованными к земле уже имеющимися вертолетами?

В документе сообщается о том, что уже в этом году отремонтируют один Ми-171 (Ми-8) и один Bell-407GXP, а для ремонта Eurocopter AS-350 B2 объявят тендер на подрядчика по их ремонту. Оставшиеся 4 Ми-8 поставят на крыло в течение 2020 года, опять же после длинных обязательных процедур (тендеры, сертификация).

По кадрам Росавиация совместно с Минтрансом России «подготовила предложения о приведении заработной платы летно-инструкторского состава образовательных организаций гражданской авиации к сопоставимой с уровнем оплаты труда пилотов авиакомпаний, повысив ставку летного часа, составляющую в настоящее время 500 рублей/час, до 3000 рублей/час».

В связи со всем вышеперечисленным, чиновники обещают выпуск курсантов 2019 года осуществить в 2020 году.

P.S. Информация для размышления

Казалось бы, самое время завершить эту историю на красивом этапе ожидания исполнения всего обещанного. Но пока бюрократические механизмы медленно вращают свои колеса, чтобы эффективно заработал один-единственный на всю Россию колледж по подготовке коммерческих пилотов вертолетов, общая картина в вертолетной гражданской отрасли слишком далека от оптимистической. По данным Центральной врачебной летной экспертной комиссии гражданской авиации, сейчас каждый год из профессии (в большинстве по возрасту) уходят по 200 вертолетчиков. В Омске по факту на осень 2019 года в год пока готовят им на смену 44 пилота.

Теперь сделаем расклад по возрастам и увидим очень нехорошую тенденцию для отрасли по всей стране: пилоты до 29 лет составляют всего 2%, 30-39 лет – 7%, 40-49 лет — 16%, а 50-59 лет – 48% (!), плюс предпенсионеры до 65 лет – еще 27%. Последние две группы – это еще советские кадры, которые через 5-10 лет полностью покинут рабочие места, то есть на рынке труда возникнет острейший дефицит пилотов вертолетов, по сравнению с которым нынешний кризис всем покажется детским садом. Кто придет на смену и придет ли в срок?

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика