Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Саратов
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск
Интервью

Омские предприятия за время работы на посту министра стали мне родным домом

Омские предприятия за время работы на посту министра стали мне родным домом
Фото архив пресс-службы Минпрома Омской области
Александр Докучаев – человек для Орловской области новый, недавно он стал советником губернатора по вопросам развития экономики, промышленности и торговли. За его плечами – многолетний опыт работы на производстве (оборонное предприятие «Омский завод транспортного машиностроения имени Октябрьской Революции» или как его еще называют местные жители, «омский танковый завод»), в структурах по линии Минпромторга, Минэкономразвития, Росимущества, работа в Правительстве Омской области в должности министра промышленности и транспорта в команде губернатора Омской области Виктора Назарова. Трудовой путь интересный, сложный, и как оказалось, вызывающий пристальный интерес так называемой «желтой прессы». Еще не успев появиться в Орле, Александр Докучаев стал мишенью ряда СМИ сомнительной репутации, которые с непонятной радостью подхватили историю от омских собратьев по разуму о том, что причиной ухода его с поста регионального министра стала якобы «некомпетентность» в решении проблем предприятия акционерного общества «Омскоблавтотранс». Также откуда-то взялись странные утверждения, что бывший министр «мало ездил по заводам», «мало что сделал для Омской области», «был незаметен в омской «тусовке» и прочие громкие обвинения. Мы попытались разобраться во всем этом калейдоскопе спекуляций и задали вопросы самому Александру Докучаеву, что так и не удосужились сделать почему-то ни омские, ни орловские журналисты.

— Александр Михайлович, Омская область, как известно, очень своеобразный регион. Там существует такое министерство как «Минпромтрансиннотех» (промышленности, транспорта и инновационных технологий), где перемешаны промышленность и транспорт. Как вы руководили таким необычным ведомством? Какие проблемы существовали в регионе в сфере вашей компетенции, и какие шаги вы делали для их решения?

— Здравствуйте. Что касается Вашего первого вопроса, то здесь мы говорим об общей структурной проблеме несбалансированности, нерационального перераспределения функционала и полномочий органов исполнительной власти Омской области, которая в силу определенных причин сложилась исторически. От «суперминистерства промышленности» легендарного министра Александра Луппова, где в середине 2000-х годов были объединены все ключевые для экономики отрасли, включая энергетику, связь, дорожный комплекс, транспорт, промышленность, строительство грандиозных по своему масштабу проектов омского метрополитена, международного аэропорта «Федоровка», гидросооружения на реке Иртыш «Красногорский гидроузел», на момент моего вступления в должность министра промышленности региона в Министерстве остались только отрасли промышленности, транспорта в части регулирования межмуниципальной сети без дорожного хозяйства и курирование «строек века» (омский метрополитен, международный аэропорт, гидроузел).
Отвечая на Ваш второй вопрос, скажу следующее – проблемы в регионе действительно были и есть. По промышленности одной из основных является хроническая недозагрузка производственных мощностей оборонного комплекса. Она приводит не только к серьезной утрате потенциала заводов, но и ставит под угрозу само существование ряда предприятий, уникальных по своему научно-техническому и технологическому профилю. Только выстраивание жесткой системы мониторинга и плотного взаимодействия с федеральными структурами позволяло нам держать ситуацию под контролем, и в целом отрасль показывала рост индекса промышленного производства в пределах 1-2 процентов.
Бывал ли я на предприятиях? Что за странный и нелепый вопрос? Конечно же, бывал. И неоднократно. Даже более того, могу сказать, что на предприятиях большую часть времени и проводил, общаясь с руководителями и коллективами. Омские предприятия за время работы на посту министра стали мне родным домом: посмотрите новостную ленту регионального Минпрома за этот период, и вы сами все поймете. Вы спрашиваете: поддерживаю ли я связь с руководителями крупнейших предприятий Омской области? Да, безусловно, с большим уважением отношусь к их руководителям, мы постоянно на связи со всеми, хорошо знаю их проблемы, и конечно же, я болею за родной Омск. Всегда готов помочь производственникам в решении тех или иных вопросов.

Во время одной из многочисленных рабочих поездок на посту министра. Омский НПЗ, осень 2017 года.

На омском заводе «Электроточприбор», 2017 год

— Наверное, уже вся Россия знает, что в Омске три главных «стройки века»: аэропорт, метро и плотина на Иртыше. Стройки дорогие, проблемные. На посту областного министра вам пришлось ими заниматься всерьез…
— Совершенно верно. У каждой из них своя сложная судьба. Возьмем строительство международного аэропорта «Федоровка». Действительно очень печальная история: к моменту развала Советского Союза строительная степень готовности объекта составляла около 87%. Оставалось только по существу смонтировать навигационное и аэродромное оборудование. Не успели.
Объективно «Федоровка» очень нужна Омской области. Посмотрите на новосибирское «Толмачево». А у нас? Маленький, зажатый непосредственно в городе «Омск-Центральный». Его глиссада проходит над центром города, да еще и парк «Птичья гавань» на линии глиссады: а если в двигатель уточка попадет? Не дай бог, что случится с лайнером, мы же не хотим повторения иркутской истории 1997 года, когда там Ан-124 упал на жилые пятиэтажки. Необходимо достраивать «Федоровку» тут без вариантов.
Вариант с военным аэродромом «Омск-Северный» еще дороже будет, инфраструктуру там по факту с нуля строить. А в «Федоровку», еще когда я был министром, мы приглашали, совместно с инвесторами, изначальных советских проектировщиков аэропорта, питерский институт «Ленаэропроект» для проведения обследования и технической инвентаризации объекта. Сам лично выезжал и контролировал ход работ. И бурили, и обследовали ультразвуком, и радарами просвечивали: изучали состояние плоскостных сооружений – взлетку, рулежки, перрон. Здания все, включая аэровокзал, обследовали. Коммуникации проверили. В целом, оценка состояния от экспертов была дана неплохая, мы ожидали, что будет гораздо хуже. Многое, конечно, пришло в негодность и разграблено, но самое главное – плоскостные сооружения, за исключением перрона в очень хорошем состоянии. Соответственно и затраты гораздо меньше, по сравнению с новым строительством.
Проблема омского метрополитена, как объекта незавершённого строительства, на самом деле очень серьезная. Два открытых котлована тридцатиметровой глубины станций «Заречная» и «Кристалл» представляют собой угрозу в силу возможных неконтролируемых движений окружающих грунтов и пород, особенно, в осенне-весенний периоды. Необходимо как можно скорее этот объект консервировать в соответствии с проектом. Лично спускался во все станции, котлованы и венткамеры, ходил по полузатопленным тоннелям. Удручающее впечатление. Я запускал в бытность свою министром проект по консервации метрополитена, но он вернулся с отрицательным заключением.
Сегодня много говорят о дальнейшем использовании объектов метрополитена. Легкорельсовый транспорт, сразу скажу, это утопия. Это фактически проект «с нуля» и получение нового экспертного заключения Главгосэкспертизы России. И затраты на разработку нового проекта колоссальные. С учетом отрицательной демографической динамики и перспектив утери Омском статуса города-миллионника в среднесрочной перспективе, метро городу объективно не нужно. Лучше сконцентрироваться на расширении существующих автомагистралей и строительстве в городе новых кольцевых и объездных дорог.
Что касается строительства Красногорского гидроузла, то я вообще всегда сомневался, что в таком виде он Омску нужен. Ну, вы откройте проект, посмотрите, он есть в общем доступе в интернете. Там сказано: «для регулирования уровня реки Иртыш в пределах шестидесяти километров вверх по течению». Автомобильная обводная дорога сверху, как на Жигулевской ГЭС, не предусмотрена. Электрогенерация не предусмотрена. Для чего строить?
И во сколько потом будет обходиться содержание и эксплуатация? Для сохранения уровня водозабора? Всю жизнь углубляли земснарядами и никто пока от жажды не пострадал. Я, не будучи сильным экспертом в области гидросооружений, старался передать этот объект Министерству природных ресурсов Омской области: взаимодействие с Росводресурсами и федеральным Минприроды это все-таки их вотчина. По большому счету, полагаю, что было бы целесообразно провести повторную экспертизу этого проекта в целом, с целью окончательного определения, нужен он все-таки Омску или нет.

— Как вы оцениваете потенциал омской промышленности? Можно ли использовать его для укрепления межрегиональных связей в России? Например, с Орловской областью.
— В целом, потенциал оборонно-промышленных предприятий и предприятий нефтехимии Омской области довольно большой. Существует мощная система ВУЗов для подпитки промышленности квалифицированными кадрами. Инвестиционная программа Омского нефтеперерабатывающего завода и нефтехимических предприятий группы компаний «Титан» внушает оптимизм. Оборонно-промышленный комплекс обладает уникальными компетенциями в областях ракетостроения, авиастроения, приборостроения, средств спецсвязи, бронетехники, компонентов высокоточного оружия и многими другими. По оборонно-промышленному комплексу, как я уже сказал выше, существует проблема формирования стабильного долгосрочного портфеля заказов, и это очень важно, учитывая, что на оборонных предприятиях трудится около 10 процентов населения города.
Что касается торговли и субъектов малого предпринимательства то тут все гораздо хуже. У Омска не самое лучшее географическое положение: логистика разрушена границей с Казахстаном (естественная экономическая агломерация Петропавловск – Омск – Павлодар). Эти и другие, менее значимые факторы, приводят к ускоренному сжатию спроса на товары и услуги, росту безработицы и бедности. В связи с этим большое внимание следует уделять созданию льготных условий и вовлечению в индивидуальную коммерческую деятельность широких масс населения. Нужно создавать благоприятную среду для интенсификации обмена товаров и услуг. Безусловно, необходимо укреплять межрегиональных и международные экономические связи, это, пожалуй одна из основных наших с вами задач. Так что, добро пожаловать на Орловщину, и зелёный свет омскому и другому бизнесу в особой экономической зоне Орловской области. Бизнес-сообщество мои контакты знает. Обращайтесь, всегда рад помочь всем российским предпринимателям и производственникам.

— История омского областного автобусного перевозчика стала для вас самой сложной темой на посту министра. Насколько я помню, находясь на посту министра, вы многократно докладывали о нарастающем кризисном состоянии на предприятии тогдашнему своему руководителю и предлагали ряд мер по оздоровлению ситуации на «Омскоблавтотрансе». Как развивался этот кризис и что в «желтой прессе» пишут в связи с этим: правду или домыслы?
— По транспорту к моему приходу в омское Правительство ситуация изначально была не просто плохая, а сверхкритическая. Основной перевозчик межмуниципальных маршрутов обеспечивающий сообщение между деревнями, райцентрами и Омском, АО «Омскоблавтотранс», предприятие с большой историей еще с советских времен, имело колоссальные, накопленные годами убытки. За несколько лет до моего прихода по неясным причинам его реорганизовали из государственного предприятия в акционерное общество, где держателем акций являлось Министерству имущественных отношений Омской области. Кроме того, подавляющее большинство маршрутов находилось в статусе нерегулируемых, что исключало возможность субсидирования этого планово-убыточного предприятия, а обеспечивать доступность перевозок необходимо по закону и такие вещи очень внимательно отслеживает прокуратура. Помню, что мой первый рабочий день начался с уведомления налоговой инспекции о наложении ареста на счета «Омскоблавтотранса».
АО «Омскоблавтотранс» это достаточно крупное предприятие, на нем трудится более 1000 человек, и у многих из них есть семьи, дети. Допустить увольнение и выброс на улицу этих людей без средств к существованию совершенно недопустимо и бесчеловечно. Однако те, кто до нас стремился развалить и приватизировать это предприятие разве об этом думали? Ну да ладно, бог им судья. За короткое время нам удалость выработать план вывода предприятия из кризиса, перевести постановлением областного правительства большую часть убыточных, но обязательных маршрутов в статус регулируемых. Это позволило запустить механизм субсидирования предприятия, что, в свою очередь, дало возможность перевозчику работать без дальнейшего накопления убытков. Но гигантские долги, накопленные в предыдущие годы, повисли над предприятием дамокловым мечом.
С целью окончательного оздоровления «Омскоблавтотранса», вывода предприятия из системного кризиса, мной и моей командой были подготовлены дальнейшие шаги, такие как расширение перечня регулируемых маршрутов, разработка механизма компенсации фактически понесенных затрат на перевозку льготной категории граждан, оптимизация транспортной сети, реорганизация предприятия обратно в статус государственного предприятия. Все документы и постановления находились в облправительстве на стадии принятия. Именно в этот момент случилась смена руководителя региона и произошла, образно выражаясь, заморозка движения документов и финансовых средств – разобраться надо, проанализировать все со всех сторон, и назначили мне огромное количество проверок всевозможных контрольных и силовых ведомств. Столько было потрачено сил, нервов и здоровья на стабилизацию «Омскоблавтотранса»! Все решения Правительства в отношении транспорта проходили с огромным трудом. Процедура согласования с министерствами экономики и финансов превращалась в ад кромешный. Бывало, что совещания проводили официально под запись в присутствии представителей прокуратуры. Бывало, даже в мой адрес поступали прямые угрозы. Всяко бывало (смеется). Кто-то уж очень сильно лоббировал выделение из состава имущественного комплекса «Омскоблавтотранса» и приватизацию здания Омского автовокзала (очень прибыльный объект). Докладывали ли вышестоящим руководителям? Разумеется, докладывали. Вся переписка есть в копиях, если вам интересно, могу показать.
В итоге, крайних назначили, а разбираться дальше никто не стал. Я абсолютно уверен в том, что действовал совершенно правильно, на благо жителей Омского региона и страны в целом! Результаты многочисленных проверок – тому подтверждение. А то, что пишут в прессе, совершенно не соответствует действительности: полнейшую чушь какую-то и бред несут. Неужели журналистам настолько лениво мне позвонить лично, спросить как да что? Телефон мой все прекрасно знают. Нет же, большинство пишут какие-то свои собственные фантазии и домыслы.

— Александр Михайлович, известно, что вы по характеру человек спокойный, не участвуете в «светских» тусовках и не любите излишнюю публичность и самопиар. Как вы реагируете на негативные выпады в СМИ в отношении вас?
— Я и не знал, что в отношении меня есть негативные какие-то публикации, пока вы мне не сказали. (смеется). Стараюсь придерживаться совета небезызвестного литературного героя – профессора Преображенского из знаменитого произведения Булгакова – не читать «желтую прессу», потому что это вредно для здоровья.
Абсолютно не считаю нужным вступать в какую-либо полемику с людьми, которые не только совершенно не владеют тематикой, но и проявляют, дилетантство, скудоумие и банальное хамство. Уверен, что негативные публикации заказаны и оплачены моими недоброжелателями. Но и без этого большая часть СМИ в наши дни «бегают по вершкам», мало разбираются в серьезной политике и экономике. Журналистов сегодня, к сожалению, даже на завод просто так не заманишь, зато все они любят «хайп» и рейтинги. Это печально, но ситуация рано или поздно переменится. В прессу придут новые кадры, которых нужно растить уже сегодня, водить на предприятия, показывать то, как работают люди, как создаются новые российские высокотехнологичные товары и техника. Это важно для всех нас.

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика