Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Аналитика

Омские сказки: Волчья эпидемия фейков и ее корни

Омские сказки: Волчья эпидемия фейков и ее корни
Фото скриншоты с сайтов и соцсетей
Почему распространение выдуманной информации среди омичей в соцсетях и мессенджерах в начале 2020 года усиливается?

Сегодня никого не удивишь разного рода рассылками, «гуляющими» по смартфонам и компьютерам. Тем не менее, обычные жители региона не имеют возможности «фильтровать» поступающую к ним ежедневно потоком информацию и к тому же активно участвуют в ее распространении. Самая яркая фейковая новость конца января, которая до сих пор продолжает распространяться в Омской области, — «история про волков». 29 января ее умудрился повторить даже серьезный источник – телеканал «Вести-Омск» (ГТРК «Иртыш»), правда, с некоторыми оговорками. Почему такое происходит?

«Их тьма-тьмущая»

Итак, началось все в районе 26-27 января, когда через WhatsApp омичи стали пересылать друг другу странное сообщение о «стае голодных волков», которая якобы идет из Казахстана в сторону Омска. Авторы рассылок вначале писали о каких-то 5 волках, которые ходят вдоль дороги. Затем по соцсетям и в том же WhatsApp начал гулять скан документа якобы из соседней Новосибирской области, где сообщалось о замеченной на окраине деревни Евгеньевка стае волков и рекомендациях в связи с этим по ограничению самостоятельных прогулок детей.

И вот тут неизвестный явно неадекватный автор снабдил картинку скана допиской следующего содержания: «Их очень много, нашествие, они бегут куда глядят глаза! Они в ближайших районах города, в самом Омске и не только! Они уже и в Новосибирской области замечены! Их тьма-тьмущая! Осторожнее!» И понеслось. Рассылки про волков и их упоминания в соцсетях резко выросли. Начало встречаться в обсуждениях дежурное «а я видел что-то похожее» и волны пересылок пронеслись по WhatsApp.

Именно в этот момент подключились СМИ, «хайпанули» на теме, накрутив себе дополнительные просмотры.

Дальше настал черед тушить расползающийся по всем источникам бред. Казалось бы, самое время рассказать, как такие вбросы устроены, успокоить часть населения, но звучат лишь единичные «голоса разума». В частности, лишь пара крупных электронных СМИ региона распространила официальную информацию областного Управления по охране животного мира о том, что «никаких сотенных и даже меньших стай волков на территории юга области нет, никаких миграций не зафиксировано».

30 января история всё еще гуляла по мессенджерам и в виде устных слухов, в том числе за пределами Омска. Самое смешное, что волка в единичном-то числе встретить в примыкающей к Казахстану части Омской области уже давно редкость. Но люди, похоже, не хотят включать свои головы и отрываться от увлекательной лжи, одурманивавшей массы…

Сказка – ложь, да в ней намек

В связи со всем вышеописанным стоит заметить, что вброс, раскрутка темы и посев панических настроений авторам фейка про волков в Омской области удались. Обычная для информационных войн технология предстала практически в хрестоматийном виде: в тихом удаленном от центров больших новостей регионе кто-то поднял настоящую волну негатива и паники. Использована ли эта технология в данном случае намеренно или всё случилось стихийно – стоит изучить специалистам.

Но есть то, что видно сразу и для этого не надо быть экспертом. Одна из главных проблем нынешнего общества – это очень мощное информационное воздействие на население со стороны СМИ и других источников информации. Даже простой человек вдали от мегаполисов имеет смартфон или компьютер с доступом в интернет. Ежедневно из этих устройств на него обрушивается бесконечный поток новостей, в большинстве своем созданных авторами ради хайпа или продвижения каких-либо идей. Это яркое разрушительное явление вытесняет интерес к самостоятельному познанию, анализу информации. Читатель погружается в «смысловую помойку», где среди типовых обсуждений, какого цвета одежда у знаменитости или что сказал тот или иной раскрученный медийный персонаж, и какой товар лучше, уже тяжело вычленить, врут тебе или нет. Особенно сложно это сделать простым людям, далеким от создания новостей, технологий изменения сознания и т.д. Итог – принятие на веру фейков и участие в их рассылке другим таким же людям.

Еще один вопрос, возникающий в связи с этим: кто-то же должен системно работать с населением, разбирать то, как формируются фейки и своевременно запускать в соцсети и СМИ противоядие от них? Многодневная омская эпопея с волками пока говорит, что за ней могут последовать и новые, не менее бредовые, вбросы, а их распространение продолжится.

Яблоко от яблони

Автор этих строк неоднократно выходил на тех, кто готовит сегодня молодых журналистов, с предложением поработать над развитием их кругозора и понимания той разрушительной силы, которую могут нести в себе обычные новости, выданные для хайпа. Ведь не только нормой для Омска стало делать материалы по темам, с которыми авторы совершенно незнакомы, плюс за сжатое время при подготовке текста или телерепортажа они не могут изучить вопрос детально. Поэтому новость государственного масштаба могут в упор не заметить: журналисты и редакторы редко проявляют интерес к тому, что и как устроено в той же промышленности, науке или сельском хозяйстве региона, то есть к той сфере, где работают тысячи тех, кто реально что-то делает, производит, кормит людей и т.д. Всегда проще взять тему из соцсетей или свежих сплетен в телеграм-каналах и фейков в WhatsApp. Поэтому мы видим в СМИ бред и «про волков», и даже более грустные случаи.

Кстати, о телеграм-каналах. Это относительно свежее для региона увлечение, развивающееся активно на протяжении последних 3 лет. В Омске определенной популярностью у работников средств массовой информации пользуются несколько анонимных каналов, в которых постоянно распространяются практически одни и те же «инсайды». Ведут их, как правило, обычные люди из тусовки «около СМИ» или блогеры. Поэтому читая подобные «откровения» умнее никто не становится, а общий интерес к «скандалам, интригам, расследованиям» в прослойке медийщиков приводит к трансляции тому же населению немного видоизмененной информации все из тех же «инсайдерских источников»…

P.S. Вместо выводов.

Как мы видим, соцсети и мессенджеры в регионе по степени влиятельности на умы если не превзошли, то уже сравнялись с «обычными» СМИ. Почва для фейков сегодня многократно удобрена, и на ней можно растить, всё, что душе угодно. Существует объективная потребность на серьезный и системный подход к работе с информацией, особенно, когда речь идет о массовых ресурсах. История с «омскими волками» — всего лишь наглядная иллюстрация для понимания, насколько актуальна такая потребность сегодня.

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика